Грудное вскармливание программирует здоровье на всю жизнь
19 июня 2009г. Американский журнал Advances in Experimental Medicine and Biology (Достижения в экспериментальной медицине и биологии) опубликовал серию статей о том, как грудное вскармливание программирует здоровье и рост на всю жизнь.
30 лет назад Гюнтер Дорнер предложил гипотезу о том, что воздействие гормонов, метаболитов и нейромедиаторов во время ограниченного и критического периода раннего развития программирует риск развития заболеваний у человека. Научное сообщество поддержало и обратило внимание на идею программирования долгосрочного здоровья. Например, появляется все больше данных о программирующем влиянии питания в младенчества на риск ожирения по мере взросления. Мета-анализ обсервационных исследований указывает на то, что грудное вскармливание уменьшает отношение шансов для ожирения к началу школы на 20% по сравнению с кормлением искусственными смесями, даже с поправкой на биологические и социо-демографические смешивающие переменные.
Ученые в Германии предположили, что искусственное вскармливание повышает риск ожирения в течение жизни. Это можно объяснить тем, что в обычных искусственных смесях содержится высокое содержание белка по сравнению с грудным молоком («гипотеза о раннем воздействии белков»). Таким образом дети на искусственном питании набирают больше веса, чем дети на грудном вскармливании. Эти гипотезы были проверены в Европейском проекте исследования детского ожирения (European Childhood Obesity Project), рандомизированном экспериментальном исследовании с использованием двойной анонимности более тысячи младенцев в пяти европейских странах (Бельгии, Германии, Италии, Польши и Испании). Детей на искусственном вскармливании наугад разбили на две группы: одной давали смеси с низким содержанием белка, другой с высоким. В течение первого года детей кормили смесями для младенцев и смесями для более старшего возраста. Оказалось, что у детей на искусственном питании был лишний вес по сравнению с контрольной группой детей, которых кормили грудью.
Ученые в Великобритании предложили, что грудное вскармливание положительно влияет на долгосрочное здоровье сердечно-сосудистой системы. У атеросклероза, хронического заболевания, которое характеризуется утолщением и уплотнением стенок сосудов, есть продолжительная преклиническая фаза, во время которой развиваются патологические изменения в артериях детей и молодых людей. Изменения появляются задолго до очевидных проявлений заболевания. Исследования показывают, что питание в младенчестве и детстве влияет на риск сердечно-сосудистых заболеваний в течение всей жизни человека. Ученые предполагают, что дети на искусственном вскармливании быстрее набирают вес, что в свою очередь задает программу для нездорового набора веса в течение всей жизни. Известно, что более медленный рост положительно влияет на здоровье и продолжительность жизни. Этот основной биологический феномен сохранился среди большого числа видов животных. Диетическое програмирование атеросклероза может рассматриваться как конкретный пример программирования старения человека по аналогии с ранее подмеченым феноменом программирования продолжительность жизни и длины теломеры, концевого участка хромосомы, у животных.
Другая группа ученых в Великобритании обнаружила, что у людей, которых в детстве кормили искусственными смесями, выше уровень холестирина в крови.
Ожерение и высокий уровень холестерина в крови приводит к атеросклерозу. А атерослероз приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, инфарктам и инсультам.
Узнать больше о влиянии грудного вскармливания на здоровье сердечно-сосудистой системы не только у детей, но и у женщин можно в базе данных «Разница между грудным и искусственным вскармливанием».
Koletzko B, von Kries R. Infant feeding and later obesity risk. Adv Exp Med Biol. 2009;646:15-29.
Martin RM, Smith GD. Does having been breastfed in infancy influence lipid profile in later life?: a review of the literature. Adv Exp Med Biol. 2009;646:41-50.
Singhal A. The early origins of atherosclerosis. Adv Exp Med Biol. 2009;646:51-8.

